ГлавнаяПостановкиМариус Петипа: биография, творчество, интересные факты

В развитии российского балета принимало участие немалое число выдающихся личностей. Однако одним из самых ярких примеров является Мариус Иванович Петипа, посвятивший этому искусству большую часть своей жизни.

 

Мариус Петипа: биография

Родился Мариус Петипа в семье балетмейстера и хореографа Жана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Марсо. Свое детство маленький Мариус провел в Брюсселе, где помимо получения общего образования он обучался игре на скрипке и посещал хореографическую школу своего отца.

Впервые Петипа выступил на публике в возрасте 9 лет, приняв участие в балетной постановке «Танцемания», поставленной его отцом.

Семья Петипа прожила в Бельгии 12 лет, а затем переехала во Францию, где отцу семейства было предложено занять место балетмейстера в городе Бордо. За это время Мариус и его старший брат Люсьен успели окончить колледж и консерваторию, а также получили неплохое хореографическое образование.

После переезда Мариус продолжил заниматься балетом, все более углубляя свои знания и совершенствуя навыки. Вскоре его старания были оценены по достоинству – молодому человеку было предложено место балетмейстера в Нанском театре. Стоит отметить, что на тот момент Мариусу было всего 16 лет.

Возможно, судьба Петипа сложилась бы совершенно по-другому, и молодой танцовщик остался бы в Нанском театре, а мы никогда бы не узнали о его выдающемся таланте, если бы не одно несчастье, произошедшее с Мариусом, – молодой человек сломал ногу и потерял работу.

После выздоровления Петипа отправляется со своим отцом в Нью-Йорк в надежде на успех в качестве танцовщика. Однако поездка оказывается крайне неудачной, и, практически не получив денег, отец и сын возвращаются во Францию, где Мариус берет уроки у известного хореографа Вестриса.

Вскоре удачное стечение обстоятельств, а именно приглашение принять участие в бенефисе известной французской актрисы Рашель, помогает Мариусу получить место в лучшем театре Франции.

Постепенно известность приходит к Петипа, и он начинает получать приглашения в различные театры. Спустя некоторое время Мариус уезжает в Испанию, где с 1845 по 1846 год он служит балетмейстером в мадридском театре. Однако вскоре возвращается во Францию и долгое время работает бок о бок со своим братом Люсьеном на сцене Парижской оперы.

В 1847 году Мариус Иванович Петипа переезжает в Россию по приглашению директора Императорских театров. На его первом выступлении в Петербурге присутствовал сам Николай Первый, который был в восторге от таланта молодого танцовщика.

С 1855 года Петипа начинает преподавать в Петербургском театральном училище, а в 1858 году впервые выступает в роли балетмейстера. В 1869 году он становится главным балетмейстером петербургской труппы и занимает данную должность вплоть до 1903 года.

Бурная и деятельная карьера Мариуса Петипа продолжается до того момента, пока не меняется директор Императорских театров – его должность занимает Теляковский, который откровенно недолюбливает Петипа, но не может его уволить, так как сам император считает Мариуса лучшим хореографом. Несмотря на это, новый директор постарался сделать все, чтобы осложнить жизнь главного балетмейстера, и в 1903 году в возрасте 85 лет Мариус Иванович ушел из театра.

Скончался Мариус Петипа в 1910 году в крымском поселке Гурзуфе.

Творческая жизнь Мариуса Петипа

За свою творческую жизнь Мариус Иванович Петипа поставил более 60 оригинальных хореографических постановок. Наиболее известные среди них – «Дочь Фараона», «Баядерка», «Дон Кихот» и т. д.

  • 1831 год – первые шаги Мариуса Петипа в балете в Брюсселе;
  • 1838-1846 годы – работа в театре Бордо, Франция;
  • 1843-1846 годы – работа в Испании по приглашению мадридского театра;
  • 1847 год – переезд в Петербург, исполнение партии Люсьена в «Пахите» и начало карьеры в России;
  • 1862 год – официальное назначение Петипа главным балетмейстером Петербургских императорских театров;
  • 1877 год – первый шедевр Петипа «Баядерка», который до сегодняшнего дня считается образцом академического балета.

Каждое творение Петипа наполнено глубоким смыслом и несет в себе идею победы добра и справедливости над злом. Наиболее глубоко философия балетмейстера прослеживается в таких произведениях, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Раймонда».

Работал Петипа и с великими русскими композиторами, например с Чайковским. Практически все свои балеты он старался ставить совместно с ними.

Стоит отметить, что творчество Мариуса Петипа является целой эпохой, оказавшей огромное влияние на развитие российского балета.

Интересные факты

  • Мариус Петипа был дважды женат: первая жена – Мария Суровщикова, балерина и солистка Императорских театров, вторая – Любовь Савицкая, также артистка Императорских театров.
  • Первое выступление Петипа в России произвело на Николая Первого такое сильное впечатление, что он в знак своего уважения преподнес балетмейстеру в дар драгоценный перстень.
  • Будучи ребенком, Петипа, отдавший искусству балета большую часть своей жизни, не испытывал к нему никакого влечения, а уроки хореографии начал посещать под давлением своих родителей.
  • В 1903 году во время репетиции балета «Волшебное зеркало» треснуло большое зеркало, висевшее в зале. Практически сразу это событие было причислено к «дурным предзнаменованиям», и в том же году Петипа был уволен.
  • Из-за непрерывного противостояния и вмешательства Теляковского в работу Мариуса Ивановича великого балетмейстера разбил частичный паралич. Это случилось вследствие того, что новый директор Императорских театров приказал изменить задуманное ранее оформление сцены и освещение для очередной постановки.