Балет «Фиаметта» был написан на музыку австрийского композитора, дирижера и скрипача Людвига Минкуса, многие годы проживавшего в России. Два действия и четыре картины повествуют о фантастической истории, где ключевой акцент фокусируется на красивых чувствах и внутреннем мире главных героев.

Блистательный пролог был разработан Артуром Сен-Леоном, талантливым французским балетным танцором. В 1863 году пьеса носила название «Пламень любви, или Саламандра». Под этим заголовком представление помнят многие благодарные зрители.

Действие сюжета переносит зрителя в мир фэнтези и мифологии Древней Греции. Все начинается на Олимпе. Амур возмущается поведением одного мужчины, который желает жениться на девушке исключительно из-за корыстных мотивов. Но как проучить невежду, который цинично относится к настоящим чувствам и не ценит доверие других людей?

Амур использовал метод, который во всех балладах был характерен именно для этого персонажа. Он создает героиню, материалом для ее сотворения служит пламя любви. Фиаметта — это не настоящая женщина, а плод волшебства Амура, однако ей уготована земная роль.

Ее целью является граф Штернгольд. Прекрасная незнакомка должна обольстить хладнокровного эгоиста и отвести его внимание от женщины, которую он не любит и принесет ей только несчастья. Он же твердо желает жениться на девушке по имени Регонда.

Регонда завидная невеста. Многие хотели бы быть на месте Штернгольда, так как девушка очень богата. Однако она, в отличие от многих, имеет другие идеалы в жизни. Мечтой знатной красавицы является бедный, но доблестный офицер Отто. Но как влюбленным быть вместе и справится ли Амур с поставленной задачей?

Картина первая

Богини и нимфы поклоняются Амуру и ублажают танцами других богов. Идиллию нарушает Меркурий, он рассказывает о земном мужчине, который не признает силу и значение любви, а значит, и божество, которое ей покровительствует.

Но Регонда и офицер Отто воззвали к помощи Амура, и тот желает остановить распутного юношу. Бессердечье должно быть наказано, так и появляется из плазмы Фиаметта.

Картина вторая

На сцене появляется Амур в костюме охотника и Фиаметта в образе соблазнительной цыганки. Компания кутил зовёт их присоединиться к общему пиру, цыганка танцует для них так изумительно, что граф Штернгольд увлекается незнакомкой.

Тут же собираются простые люди из соседних поселений и веселят гостей народными танцами. Графа увещевают отказаться от разгульного образа жизни, его опекун берет с юноши обещание, что это последний распутный пир, Амур также указывает на недостойное поведение Штернгольда. А тот лишь раздает обещания, а в конце признается в любви Фиаметте.

Картина третья

Мать невесты, княгиня Мильфлёр, объявляет дочери о приезде ее будущего мужа. Регонда очень расстроена этим событием, она жалуется подругам на ситуацию. Ее эмоции подогревает приход офицера Отто. Влюбленные прячутся на балконе и не могут расстаться. Девушка твердо решает, что сделает все для того, чтобы брак с нелюбимым графом не состоялся.

В замке появляются Штернгольд с опекуном в сопровождении княгини, матери невесты. Молодой человек показывает, что он никак не увлечен Регондой, в ответ на его рассеянное безразличие девушка демонстрирует холодность.

Соглашение необходимо заверить письменным брачным контрактом, но граф слишком утомлен. Для него княгиня приказывает подготовить комнату, но тот засыпает, не дойдя до кровати. Опекун рассматривает роскошные апартаменты, но вдруг видит привидение.

В ужасе он будит юношу, тот поначалу не верит, а после сам испытывает панику и зовет людей. В видении ему были показаны разные картины: Регонда и Отто вместе, Амур и Фиаметта, Фиаметта подчеркивает, что не может принадлежать графу.

Картина четвертая

За пышным свадебным столом сидят участники мероприятия. Регонда печально принимает цветы от простых девушек, когда в зал входит Амур в костюме нотариуса. Его сопровождает Фиаметта, которая также дарит грустной невесте цветы.

Мифическая героиня уговаривает графа остановить бракосочетание, а нотариус, представившийся ее отцом, разрывает контракт. С этого момента графа ожидает расплата за вероломство. Невеста объявляет, что любит другого, а Амур разоблачает распутного юношу. Он рассказывает всем о корыстных замыслах графа, о его страсти к Фиаметте.

Апогеем наказания за недостойные мотивы становится шокирующая новость — Фиаметта не человек, а огненная плазма. Девушка ускользает от графа и исчезает. Тот в негодовании пытается избить нотариуса, но Амур обличает свое настоящее лицо и принимает поклонение от людей. Мать смиряется с его волей и разрешает дочери брак с офицером. Все благодарят бога любви.

Постановка отличалась блистательной хореографией и оригинальными решениями. Это была одна из первых пьес, где было применено новейшее освещение с помощью электричества и зеркал. Балет успешно прошел во всех крупных городах России.