ГлавнаяПостановкиПульчинелла

В течение 1919-1920 годов знаменитый композитор Игорь Стравинский работал над балетом с пением «Пульчинелла», в котором им было задумано одно действие. В основу данного произведения положена музыка Перголези, Галло и других композиторов XVIII столетия. Впервые она прозвучала в мае 1920 года в парижской Гранд-опера.

Оркестром дирижировал Э. Ансерме. Традиционная итальянская комедия дель арте стала для Стравинского вдохновением во время сочинения данного балета, главным героем которого стал Пульчинелла. Танцовщиком Леонидом Мясиным было написано либретто и придумана хореографическая постановочная часть. Легендарный художник Пабло Пикассо работал над созданием декораций и костюмов для балета.

Организатору «Русских сезонов» Сергею Дягилеву удалось собрать талантливый коллектив. Он задумал постановку, основываясь на либретто XVIII столетия. Аутентичная музыка того времени должна была стать основой балета. Вначале Дягилева заинтересовали произведения Джованни Перголези. Некоторые историки писали, что музыка именно этого композитора звучит в «Пульчинелле». На самом деле для балета использовались мелодии и других композиторов — Карло Игнацио Монца, Унико Виллема ван Вассенара и Доменико Галло. Часть исследователей утверждает, что в балете звучит даже музыка Алессандро Париотти.

В 1919 г. дирижером Э. Ансерме было написано письмо Игорю Стравинскому, которого тот просил об аранжировках мелодий XVIII века. Изначально великому композитору эта идея не пришлась по душе, но после знакомства с материалом из лондонских и неаполитанских библиотек, который ему предоставил Дягилев, Стравинский изменил свое решение и начал работать над аранжировками.

В музыкальной основе и сюжете «Пульчинеллы» много заимствований, принадлежащих к позднему барокко. Стравинский же сделал уклон в легкую и прихотливую рокайльную музыку. Она больше ложилась на комический сюжет балета. Композитору пришлось досконально преобразить старинные мелодии. Часть текстур и тем он заимствовал, но осовременил их.

Свою сюиту Стравинский закончил в 1922 г. Бостонский симфонический оркестр сыграл ее на премьере в декабре того же года. За дирижерским пультом стоял Пьер Монтес.

В первоначальном варианте отсутствовали партии вокала. Стравинский возвращался к работе над сюитой в 1949 и 1965 годах. По мнению историков музыки, неклассический период композитора начался именно с этого произведения. В финальном варианте «Пульчинеллы» участвуют «рипиено» (в составе трех контрабасов, трех виолончелей, четырех альтов и восьми скрипок), «концерт» (в составе контрабаса, виолончели, альта и двух скрипок), тромбон, труба, два рога, два фагота, два гобоя, две флейты пикколо и три сольных исполнителя (бас, тенор и сопрано).

Стоит отметить, что этот балет стал основой для написания Стравинским некоторых произведений. В 1925 году он создал Сюиту d’après des thèmes, которую исполняют фортепиано и скрипка. Композитору в этом помогал Поль Кочанский. В течение 1932-1933 годов композитор работал над созданием Сюиты italienne, в исполнении которой участвуют фортепиано и виолончель. Соавтором Стравинского стал Григорий Пятигорский. В это же время он написал сюиту italienne с фортепиано и скрипкой. Его помощником на этот раз стал Сэмюэль Душкин.

Позднее Григорием Пятигорским и Яшей Хейфецем был создан концерт Suite italienne, который исполняли виолончель и скрипка.

Либретто

Впервые Пульчинелла появился в одной из рукописей начала XVIII столетия, найденных в Неаполе. В ней содержались популярные комедии, которые шли на сценах итальянского города. Этот герой появился в истории о «Четырех идентичных пульчинеллах».

Главными героями одноактного балета являются Пульчинелла, его возлюбленная Пимпинелла, а также их приятели Кловиэлло, Флориндо, Розетта, Пруденца и Фурбо. Вначале Кловиэлло и Флориндо поют серенады под окнами Розетты и Пруденцы, но женщинам их музыка не понравилась и они выливают на кавалеров помои. Также в балете можно увидеть отца Пруденцы, доктора, преследующего неудачников Кловиэлло и Флориндо.

Новая сцена начинается с прогулки Розетты, которая устраивает танцы перед Пульчинеллой, а затем они начинают целоваться. Пимпинелле довелось застать своего любимого в объятиях подружки и она помешала их поцелуям. Внезапно появляются Кловиэлло и Флориндо. Они ревнуют Розетту к Пульчинелле и начинают его бить. Герой унижен. Он инсценирует на глазах друзей самоубийство. Пимпинелла просит у него прощения. Выходит Фурбо в костюме волшебника и производит «воскрешение» главного героя балета. Пимпинелле не остается ничего другого, как еще раз простить своего возлюбленного, а Кловиэлло и Флориндо добиваются успеха в ухаживаниях за Розеттой и Пруденцой. В финале балета все герои женятся.