Легкий и захватывающий балет «Бабочки» известен ценителям искусства уже более 100 лет. Это одноактная постановка воспринимается зрителями без лишнего напряжения и вызывает целый спектр эмоций. Движения танцоров напоминают порхание мотылька и наполнены плавностью и грацией.

Содержание и идея

Впервые балет «Бабочки» был представлен публике в 1912 году 10 марта. Выступление состоялось на сцене Мариинского тетра и имело всего один акт. Спектакль был заявлен в качестве благотворительной постановки, однако зрители восприняли его достаточно хорошо. Присутствующим понравилась легкая и непринужденная атмосфера, а также выбор танцовщиков, которые смогли воплотить в жизнь задумку автора.

Если говорить о балете «Бабочки», то следует отметить, что это не самостоятельное представление, а как бы продолжение вышедшего ранее балета «Карнавал». В нем имеется действие, когда Пьеро, пришедший на маскарад и одиноко скучающий в саду, видит прекрасную бабочку, которую пытается поймать, но ему это не удается. В ходе балета бабочки порхают и кружатся по сцене, а плавные движения танцоров удачно имитируют движения легких и невесомых крыльев.

Спустя два года после премьеры спектакль «Бабочки» был официально включен в репертуар Русского балета Дягилева и в дальнейшем пользовался большой популярностью у любителей и ценителей искусства.

История балета

История данного балета достаточно прозаична. Толчком для создания произведения стали отношения между создателем балета Михаилом Фокиным и Дягилевым. В 1913 году любовник Дягилева, а по совместительству один из лучших танцоров его труппы, в тайне женился на венгерской аристократке. Естественно, Дягилев не смог вынести подобного предательства и выгнал провинившегося любовника. Однако убрав лучшего танцора, он лишился и ряда постановок. В результате в репертуаре балета Дягилева образовались серьезные пробелы, которые необходимо было срочно заполнить. Для решения проблемы он обратился к Фокину, которого до этого успел бросить, объяснив это тем, что «тот надоел ему». При сложившихся обстоятельствах Дягилев несколько часов умолял балетмейстера вернуться к нему и помочь восстановить репертуар. Таким образом, в течение короткого времени был написан балет «Бабочки», который стал для зрителей аперитивом перед более серьезными выступлениями.

Авторы постановок

Постановкой и написанием балета занимался известный российский и американский балетмейстер Михаил Михайлович Фокин. На сегодняшний день он известен как основатель классического романтического балета. Фокин родился в 23 апреля 1880 года в Санкт-Петербурге в семье, далекой от мира балета, однако у него было острое желание осваивать данную профессию. Его мать в тайне от отца поддерживала увлечение сына и помогала ему, чем могла. После успешной сдачи всех экзаменов он был принят в труппу Мариинского театра, что и стало первым шагом в его карьере.

Актеры балета «Бабочки»

В разное время в балете принимали участие:

  • Михаил Фокин, исполнивший роль Пьеро, и Матильда Кшесинская, сыгравшая Бабочку;
  • После принятия произведения в репертуар Русского балета Дягилева главные роли достались — Михаилу Фокину, Людмиле Шоллар и Тамаре Красавиной.

Михаил Фокин — создатель балета, балетмейстер и основатель новых веяний в балетном искусстве XIX века.

Матильда Кшесинская — российская танцовщица польского происхождения. Она выступала на сцене Мариинского театра и была задействована в крупнейших постановках известных балетмейстеров.

Людмила Шоллар — артистка и педагог балета Дягилева. Имела польское происхождение и была в фаворитках у княжеского семейства.

Тамара Красавина — выдающаяся русская балерина, идеально исполнившая роль бабочки в одноименном балете Фокина.

Несмотря на то что балет «Бабочки» был создан всего лишь для того, чтобы «залатать» пробелы после ухода одного из лучших танцоров Дягилева, тем не менее это не помешало зрителям принять его достаточно тепло и с большим интересом. Существует немало вариаций на тему бабочек в балете. Это достаточно широкая и легкая тема, позволяющая создавать произведения, отличающиеся легкостью и живостью.