Баядерка

Судьбоносное сочетание талантливых личностей, участвовавших при рождении балета «Баядерка», впервые поставленного в Большом театре Санкт-Петербурга в январе 1877 г, способствовало триумфальному шествию балета на всех сценических площадках мира.

В наши дни очередную версию балета с добавлением некоторых элементов поставили в 2015 году, в казахстанской «Астана опера» Алтынай Асылмуратовой.

Краткое содержание

Четыре действия и семь картин — таков формат балетной постановки «Баядерка», и он не меняется с момента премьеры. Создатель первой версии балета — балетмейстер Мариус Петип при музыкальном сопровождении Л. Минкуса.

Из известных фигур в труппе того времени можно выделить династию Кшесинских.

Во многом данная постановка была похожа на более раннюю французскую версию «Сакуланта»: постановщика Л. Петипа, по сценарию Т. Готье, для парижской оперы, постановки 1858 года.

Первоисточниками «Баядерки» стали драматическое произведение «Шакунтала», а также известная баллада немецкого творца Гёте под названием «Бог и баядерка».

Красной линией сюжета проходит полная восточной романтики древняя легенда о чувствах несчастной баядерки (танцовщица в Индии) и отважного воина.

Персоналии

  • Дугманта, раджа Гольконда.
  • Гамзатти, дочь его.
  • Солор, богатый и знаменитый шкатрий.
  • Никия, баядерка.
  • Великий брамин.
  • Магедавея, факир.
  • Толорагва, воин.
  • Айя, невольница.
  • Массовка.

Действие первое

Идет охота на тигра. Среди охотников Солор с близкими друзьями. Тут же и факир. Солор подзывает факира и удаляется с ним в отстоящую неподалеку пагоду, где обитала несравненная Никия.

Обитатели пагоды сосредоточенно готовятся к встрече праздника священного огня. В присутствии брамина, других баядерок и служителей Никия исполняет священный танец, будоража чувства брамина.

Он настойчиво подступает к танцовщице, но та отвергает брамина, приводя его в ярость.

Танцовщица ждет Солора. Факир тайно передает ей весть, что встреча близка.

Ночью танцовщица идет к храму, и Солор зовет ее бежать с ним. Увлеченные, они не замечают тайных свидетелей их свидания.

Брамин врывается под сень храма и нарушает уединение. Вне себя от злобы, он замышляет недоброе.

Близится рассвет, к храму подходят охотники с тушей тигра и баядерки, идущие за водой.

Солор, оставив на время Никию, отправляется в путь вместе с охотниками.

В это время раджа говорит дочери Гамзатти о том, что он решил выдать ее за Солора и, несмотря на все учтивые возражения последнего, заявляет, что подготовка к торжеству уже началась.

К радже приходит великий брамин, и, уединившись, два выдающихся человека начинают плести паутину коварных планов, играя судьбой несчастных героев.

Правитель в гневе, что его ослушались, решает сделать все по-своему и убить строптивую танцовщицу.

Однако брамин, используя религиозные знания, уговаривает на убийство Солора, чтобы потом беспрепятственно завладеть танцовщицей.

Но раджа создал коварный план: на празднестве подослать к Никии корзину цветов с посаженной внутрь ядовитой змеей.

Однако этот разговор подслушивает дочь раджи, она призывает Никию к себе во дворец и велит долго танцевать. Затем показывает портрет своего будущего жениха.

Дочь раджи предлагает танцовщице огромное богатство, если та исчезнет и забудет про Солора.

Но Никия в исступлении бросается на Гамзатти с кинжалом. Ту спасает чудо в виде прислужницы.

Теперь и дочь раджи приговаривает танцовщицу к смерти.

На празднике все происходит по плану раджи. Перед смертью от укуса змеи Никия напоминает Солору о клятве вечной любви.

Великие правители торжествуют и продолжают празднества.

Действие второе

Грустящему о танцовщице Солору факир подносит настойку опия, чтобы несчастный успокоился и уснул. Во сне Солору снится душа Никии в царстве теней.

За Солором пришли другие воины, чтобы подготовить его к предстоящей свадьбе.

Солор под действием опия и собственных грез остается во власти сновидения.

Действие третье

В тени статуи Великого Будды исполняет священный танец золотой божок. Танцовщицы погружены в ритуальный танец. Несчастный Солор снова видит в толпе Никию, стоящую посредине свадебной церемонии.

В этот момент всевидящий Будда наказывает убийц несчастных влюбленных и разрушает храм, наслав на него землетрясение.

Духи Солора и танцовщицы Никии соединяются в сверкании вечного блаженства.

Заключение

Конечно, балетная постановка является интерпретацией первоисточника, а великие мастера своей эпохи, приложившие руку к созданию баллад и сценариев, не могли пройти мимо столь драматического классического сюжета.

Зрители нескольких поколений неизменно рукоплещут и знаковой игре примадонн, играющих партию Никии, и ведущих солистов, исполняющих Солора.

Постановки

Мариинка

  • 1900 г — авторская редакция М. Петипа (Никия — М. Кшесинская, Солор — П. Гердт).
  • 1941 г — редакция В. Чабукиани и В. Пономарёва.
  • 2002 г — возврат первой версии в редакции С. Вихирева.

Большой театр

  • 1904 г — постановка А. Горского.
  • 1917 г — постановка А. Горского.
  • 1923 г — восстановленная версия «Царство теней», постановщики А. Горский, В. Тихомиров.
  • 1991 г — постановщик Ю. Григорович.

Прочие театральные площадки

  • 1992 г — парижская опера, постановка Р. Нуреева.
  • 1999 г — венская опера, постановка В. Малахова.

Действительно, великие балетные постановки получаются именно из простых, даже примитивных сюжетов, приправленных очаровательным романтизмом Востока.

Решая сходить в театр, обязательно посмотрите драматическое и красивое произведение «Баядерка» — о верной любви и коварной ненависти.

Знатоки, уже не раз видевшие постановки в разных исполнениях, могут идти на любимую приму или ведущего солиста, но сам балет не оставит равнодушным ни одного зрителя.

Человеческая натура тонко чувствует ложь и правду, зло и добро. Поэтому постановки, подобные «Баядерке», будут просто обречены на ошеломительный успех во все времена!

Декорации, музыка, игра актеров, чувствительный сюжет — все сливается в одно впечатляющее действие, оставляющее огромное впечатление.

Top