13 апреля 1967 года Нью-Йоркский государственный театр пришел в восторг от дебюта культового балета «Драгоценности». В труппу входили Ж. д’Амбуаз, В. Верди, Э. Виллелла, К. Ладлоу, П. Мак-Брайд, Ф. Монсион, П. Нири. Декорациями, костюмами и светом занимались П. Харви, Р. Бейтс, В. Каринская.
Постановка состоит из трех актов:
- «Изумруды» (на музыку Г. Форе – «Шейлок», «Пеллеас и Мелизанда»);
- «Рубины» (на музыку И. Стравинского – «Каприччио для фортепиано с оркестром»);
- «Бриллианты» (на музыку П. Чайковского – Третья симфония, II, III, IV, V части).
Как создавались «Драгоценности»?
История гласит, что балетмейстер Джордж Баланчин и владелец старинного ювелирного магазина Van Cleef & Arpels Клод Апрель познакомились благодаря другу, скрипачу Натану Мильштейну. Арпель был большим поклонником русской балетной школы, воплощенной в антрепризах «Русских балетов» Дягилева. Баланчин был в восхищении от коллекции драгоценных камней ювелира, и ему пришла в голову идея создать балет «про камни» — танец, который отражал бы всю красоту игры света на их гранях.
Три периода жизни автора, три танцевальных школы нашли воплощение в одном произведении. Романтичные «Изумруды» — это история об элегантной, вечно юной Франции. Быстрые, артистичные «Рубины» в дерзких коротких костюмах – это ироничная и жизнерадостная Америка. Классический и строгий образ «Бриллиантов» в белоснежных пачках отражает поклонение Баланчина перед петербургской академической балетной школой – венцом хореографического искусства. В замысел хореографа входило создание и четвертой части «Сапфиры» на музыку Шенберга, но автору пришлось отбросить эту идею: было практически невозможно изобразить игру света в гранях сапфира.
«Драгоценности» — воплощение высшей степени чистоты, условности танца. Каждая часть легла на музыку своего композитора, и могла бы существовать в качестве отдельного балета. Но все три акта объединены общей идеей, и вместе образуют объемное смысловое произведение.
Современное воплощение «Драгоценностей»
Балет обрел поистине всемирную популярность. Постановка «Драгоценностей» в Мариинском театре Санкт-Петербурга (дирижер – Б. Грузин, труппа – М. Ширинкина, М. Зюзин, А. Ермаков, Д. Васнецова, В. Терешкина, А. Сергеев, Е. Иванченко, У. Лопаткина). обеспечила развитие современного российского искусства. 5 мая 2012 года в Большом театре Москвы также осуществилась премьера балета (художник-постановщик – А. Пикалова, художник по костюмам – Е. Зайцева, дирижер-постановщик – П. Сорокин, труппа – Е. Крысанова, Е. Шипулина, В. Лантратов, А. Тихомирова, О. Смирнова, С. Чудин).
Классические европейские театры с многовековыми традициями балетного искусства не могли не уделить должное внимание великой постановке. В 2007 году «Драгоценности» поставил Королевский театр Великобритании Ковент-Гарден в Лондоне. Джон Ноймайер, руководитель Гамбурского балета, создал свою интерпретацию произведения. Парижская танцевальная труппа воплотила уникальное видение автора на сцене Опера-Гарнье (Э. Козетт, Д. Гилберт, А. Ренаванд, М. Хейманн, Г. Луве, А. Раво, Ф. Аллу, А. Карбоне, Х. Маршан). Костюмы для постановки были созданы дизайнером Кристианом Лакруа.
В этом году «Royal Opera House» планирует отметить 50-летний юбилей со дня премьеры «Драгоценностей».
«Драгоценности», рожденные в Америке, стали поистине всемирным достоянием. Строгие каноны классического балетного искусства сочетаются здесь с открытостью легкого модернового танца. Смысловая квинтэссенция трех мировых школ нашла свое отражение в воздушной, невесомой игре сверкающих граней «Изумрудов», «Рубинов» и «Бриллиантов».