Петрушка

Масленица – русский народный праздник. Он не только является развлечением для людей всех возрастов и сословий, но и дает богатые, а также яркие образы для создания настоящих шедевров искусства. Так, вдохновленный этими празднествами, великий русский композитор Игорь Федорович Стравинский создал балет в четырех картинах под названием «Петрушка».

В наше время, когда многие сказки мы видим вживую, этот балет не потерял своей самобытной красоты и чистоты. Образ смешного и несчастного Петрушки все так же заставляет нас весело смеяться, получая ни с чем не сравнимое удовольствие. Уже одно это говорит о том, насколько великолепно это творение гениального мастера.

Либретто

В самый разгар масленичных празднеств каждый желающий может посетить небольшой шатер фокусника, который ежедневно радует своих гостей веселыми кукольными сценками. Фокусник наполняет кукол настоящей жизнью, вдыхая ее и даря истинные чувства каждой из них. И больше всего жизни и чувств достается нескладной и смешной кукле Петрушке.

Не только чувства и жизненную силу унаследовала кукла от творца, но и множество страданий. Ведь ожившие куклы стали почти людьми, и несчастный Петрушка мучился от неразделенной любви к неприступной Балерине, подарившей свое сердце глупому, злому, но очень чистоплотному Арапу.

Ворвавшись в комнату во время признания в любви, Петрушка нарушает уединение Балерины и Арапа. Его просто ослепляет ревность, но душевный порыв охлаждает Арап, выбросив влюбленную куклу из комнаты.

Вы знаете, как русский народ празднует Масленицу? Песни, пляски, цыганский табор, танцовщицы, гимнасты, силачи и бродячие медведи – все они вместе создают тот незабываемый русский колорит, ту красоту и самобытность, которая пленяет взгляд. Тут купец разбрасывает ассигнации в сопровождении пары веселых цыганок, а бродячие танцовщицы устраивают свару за более выгодное место для выступления, рядом за молодой боярыней приударяет дородный барин.

Веселье, радость и пляски прерывает появление кукол, которые заняты собственными проблемами. Арап гонится за Петрушкой и убивает его ударом меча. Жестокосердная Балерина даже не останавливается возле него, отправившись в свою комнату вместе с Арапом. Люди же просто потрясены. Они привлекают местную власть, которая находит виновника: старого фокусника. Он подходит к Петрушке и возвращает его в исходное состояние, превратив опять в обычную деревянную куклу. Все поверили фокуснику и готовы были уже забыть происшествие, как над праздником появилось привидение Петрушки и разогнало людей, которые поверили в его реальность.

История простая и незамысловатая, сам балет не занимает слишком много времени. Несмотря ни на что, он ранит душу, заставляет зрителя смеяться и плакать, радоваться и скорбеть.

Появление на свет балета «Петрушка»

Это произведение гениального композитора Стравинского не только рассказывает о необыкновенном чуде рождения души, но и само рождалось нестандартно. Мелодии, игравшие в голове мастера, записывались на нотный стан в совершенно разное, иногда неподходящее, время и в разных местах. Пока творилось волшебство создания, композитор вместе с группой С. Дягилева путешествовал по Европе. В эти дни был создан постоянный «Балет Дягилева», который и сделал постановку первым.

1911 год ознаменовался премьерой великолепного представления, преподнесенного «Балетом Дягилева» зрителю. Балет стал чрезвычайно популярным и сразу же приобрел своих почитателей.

В 1947 году Стравинскому пришлось переделать свое творение для исполнения меньшим числом музыкантов. Теперь существует два варианта музыки, при этом хореограф может выбрать любой из них на свое усмотрение.

Постановки

В 1911 году представление давала труппа Дягилева, в которой главные партии станцевали:

  • В. Ф. Нижинский в роли Петрушки;
  • Т. П. Карсавина в роли Балерины;
  • А. А. Орлов в роли Арапа;
  • Э. Чеккетти в роли Фокусника.

С тех пор «Петрушка» начал свой путь от театра к театру. Его ставили:

  • «Метрополитен-опера», Нью-Йорк – 1918-1919. Балет ставили на протяжении всего сезона по хореографии Фокина. Балетмейстером был А. Р. Больм;
  • Мариинский театр – 20.11.1920 года. Создавалось представление по той же хореографии. Танцевал сам постановщик Л. С. Леонтьев в роли Петрушки, Балериной была Е. М. Люком, Арапом – В. И. Вайнонен;
  • 1921 год, практически через два с половиной месяца, 6 февраля, постановка балета стартовала в Большом театре, где Петрушку станцевал В. В. Смольцов, Балерину – Е. В. Гельцер, а Арапа – В. А. Рябцев;
  • Копенгаген – 1925 год;
  • Ганновер, Оперный театр – 1926 год;
  • Эссен, Оперный театр – 1930 год;
  • Буэнос-Айрес, «Колон» – 1932 год.

Петрушку ставили везде, при этом с завидной популярностью. Лондон, Рим, Монте-Карло, Нью-Йорк, Берлин, Париж, Кейптаун, Ленинград, Москва. Даже в годы Второй Мировой войны «Петрушка» продолжал радовать зрителя. Конечно, в те годы он не появлялся на европейской сцене, но танцоры показывали его в Австралии и других странах, территорию которых не калечило войной.

Партия Петрушки стала «золотой вехой» в жизни таких танцовщиков, как Брий Лазовский, Леон Войцеховский, В. В. Васильев, В. М. Панов, М. Л. Цивин, С. Г. Вихарев, Владимир Докудовский, Рудольф Нуреев, Александр Грант, и многих других.

Существует два варианта постановки балета «Петрушка», поскольку даже его создатели не могли никак решить, как будет лучше. В одном из них история заканчивается гибелью Петрушки, во втором же все действо завершает танцующее трио ряженых.

Основным различием постановок являются костюмы. Большинство из них разрабатываются в традиционном стиле, но иногда их создают совершенно оригинальными, творя новые образы и, соответственно, совсем иное впечатление.

Балет «Петрушка» является одним из самых великих произведений Стравинского. Насладитесь им и вы!

Top