Шахерезада

С первых минут просмотра, легендарный балет «Шахерезада», завораживает и переносит зрителя в эпоху правления шахов. Во времена, когда сложились всем известные сказки «1001 ночи», а вся атмосфера сказочности сопровождается музыкой великого русского композитора Н. Римского — Корсакова.

Краткая хроника балета «Шахерезада»

В основу содержания одноактного балета, взято четыре эпизода из сказок Шахерезады. Перед зрителем предстает дворец правителя, который очень разгневан из-за измены жены и дал обет, казнить каждую из жен своего гарема, после проведения с ними ночи. Пришел час его следующей жертвы — Шахерезады, томившаяся в золотой клетке, она придумывает оригинальную хитрость, для спасения своей жизни и других наложниц. Она начинает ему рассказывать сказочные истории, ночь за ночью, в надежде смягчить сердце Шаха. До этого, погруженный в страх, дворец, погружается в сказочную атмосферу ожидания чуда:

  • В первой картине, под названием «Море», можно увидеть Синдбада, путешествующего по морю. Его настигает кораблекрушение, но его безудержная воля к жизни, мужественный и твердый характер, помогают ему преодолеть все испытания, в борьбе с грозной морской стихией. Выброшенный на берег, он теряет сознание, а, очнувшись, видит перед собой прекрасную девушку. Синдбад был очарован неземной красотой Царевны и она запала глубоко ему в сердце. После недолгих минут прощания, он дает девушке обещание, в скором времени возвратиться к этим берегам и вновь встретиться с ней. Пролетавший мимо злой Джин, решает любым способом заполучить Царевну и пробраться к ней во дворец;
  • Вторая картина, имеет лаконичное название «Дворец». Жизнь в нем протекает своим чередом, всем весело, одной Царевне не до смеха и шуток — она сильно опечалена долгим отсутствием Синдбада. Вся праздничная атмосфера в один миг погружается в густую темноту — это Джин пришел наведать Царевну. В тот же час, неожиданно, прибывает корабль Синдбада, о чем возвещает звучный трубный глас. Пойдя на опережение, Джин предлагает Царевне несметные богатства и стать его женой, но, она отказывается от его дерзкого предложения. Придя в ярость, Джин, прибегает к силам магии, и,накладывает на всех во дворце, злое проклятие. Но только влюбленным сердцам под силу преодолеть любые трудности! Происходит снятие колдовских чар, и влюбленные падают в объятия друг друга. Но Джин очень коварен и зол, он решается на похищение Царевны. Синдбад, не падает духом, и вместе со своими солдатами отправляется на поиски своей возлюбленной. Шах очарован сказочными историями Шахерезады и просит каждый раз продолжения рассказа;
  • В третьей картине, «Райский сад», Синдбад оказывается в чудном саду, где среди прекрасных цветов, блуждают пленницы Джина. В одной из них он узнает свою Царевну. Между молодыми людьми возникает крепкое и светлое чувство — им открываются двери в прекрасный и чистый мир любви. Все присутствующие там пленницы, радуются вместе с ними. Они совершают обряд обручения, после которого Царевна преподносит Синдбаду волшебный подарок — меч, а после новоявленные обрученные покидают злополучное место. Прибывший с проверкой Джин, долго ищет украденную Царевну, но не находит ее в волшебном саду. Колдун решается догнать Синдбада и вернуть пленницу. Шах нетерпеливо ожидает продолжения истории;
  • В завершающей четвертой картине, перед зрителем предстает знатный праздник по случаю освобождения Царевны, на который в скором времени попадает Джин. Чтобы остаться незамеченным, он решает превратиться в факира. Но злодея ждет позорное разоблачение, он вынужден покинуть город. Разьяренный колдун никак не может смириться с мыслью об упущенной им Царевне и грозиться всеми богами воздать Синдбаду по заслугам. Но помощь морской стихии, любовь Царевны и подаренный ею волшебный меч, помогают Синдбаду противостоять злому волшебнику. Зло повержено, сказка окончена. Балет завершает сцена прощания влюбленных с Шахерезадой и всеми участниками событий. Они отправляются в далекое плавание, а смягченный Шах, высоко оценил мудрость и красоту рассказчицы, предложив ей корону.

Идея сотворения шедевра балетного искусства

Основноположником создания балета «Шахерезада», можно считать композитора Н. Римскова — Корсакова. Именно его музыкальное произведение, в начале двадцатого столетия, вдохновило легендарного балетмейстера Михаила Фокина на постановку этого шедевра мирового искусства, которое не теряет свою популярность более ста лет. У него был особенный новаторский подход к преображению музыки в действие. Все сцены поставлены с такой точностью передачи каждого фрагмента сюиты, что создается впечатление полного вживления актеров в роль. Поражают сами декорации, костюмы, особый стиль хореографии, которые погружают зрителя в атмосферу восточной эпохи того времени. Не случайно, балет «Шахерезада», приобрел мировую известность и миллионы зрителей снова и снова стараются попасть на его просмотр.

Первые из первых и лучшие из лучших, исполнителей легендарного балета

Вся красота и превосходство русского балета открылась во времена открытия «Русских сезонов», в начале 20 века, основоположником которых стал С. П. Дягилев. С его легкой руки, мировая сцена познала все могущество русского балетного искусства. Публика рукоплескала всем создателям и исполнителям балета «Шахерезада», и по достоинству оценила высокий уровень мастерства прославленных танцовщиков Мариинского и Большого театров. Таких как, Анна Павлова, Тамара Красавина, Людмила Шоллар, Вера Фокина, Вацлав Нежинский, Михаил Фокин, Адольф Больм, Михаил Мордкини и Григорий Розая — все они вложили свой вклад в развитие культурного искусства России.

Новая версия балета 

В современной версии балета, называемой «Новые сказки Шахерезады», представленной студией «Dance Xaoc», принимали участие более 80 артистов, при этом было использовано около 200 костюмов. Такая крупномасштабная постановка была организована музыкальным руководителем Анной Растворцевой и хореографом Мариной Гладченко. Главные роли исполнили — Ирина Епишева (Шахерезада), а Роланд Богана сыграл царя Шахрияра.

Top