Гаянэ

На театральной сцене балет «Гаянэ» считается лидером по количеству постановок. Музыка Арама Хачатуряна переписывалась не раз. Сам композитор постоянно вносил поправки, то исключая отдельные фрагменты, то добавляя новые. Что уже говорить о хореографах постановок, каждый из которых пытался раскрыть по-своему суть произведения. Один из актов балета на протяжении полувека являлся обязательной частью всех выпускных спектаклей воспитанников Вагановской Академии.

История создания первой постановки

«Гаянэ» — один из ярких примеров «заказного» искусства. В 30-х годах прошлого века Анастас Микоян дал задание написать первый армянский балет, который стал бы образцом классики для создания национальных постановок других республик. За работу взялся Арам Хачатурян, который на то время был видным общественным и музыкальным деятелем. Для того, чтобы композитор смог полностью погрузиться в народное творчество, его отправили в экспедицию в Армению. Задание поставили четкое: создать национальный шедевр с национальным колоритом, который бы основывался на классической симфонической музыке. Как писал сам Хачатурян, при создании балета он ориентировался на произведения Чайковского в области гармоничного соединения музыки и хореографии. Так появилась музыка к произведению, которое вначале носило название «Счастье». Либретто к постановке было написано Геворком Ованесяном, танцы придумывались и создавались балетмейстером Ильей Ягубяном. Главнее роли доверили сыграть Л.П. Воиновой-Шиканян (Каринэ) и С.К.Саркисяну (Армен).

Концепция «оригинальной» постановки была следующей: демонстрация счастливой жизни тружеников колхоза Араратской долины, которые безмерно любят свою родину и защищают ее границы от врагов. Именно в таком варианте была показана первая постановка балета на сцене Большого театра в Москве в 1939 году, которую привезли артисты Ереванского театра. Со временем, в разных постановках балета, можно будет проследить, как менялась трактовка «героизма», согласно политической ситуации на определенный момент.

gayane2

Перевоплощение

Во время Второй Мировой войны партитура балета «Счастье» была переписана. Народ, изможденный войной и голодом, пытались поддерживать искусством. Музыканты тоже трудились на благо фронта. Хачатуряну пришлось создать семь сотен страниц новой партитуры уже балета «Гаянэ». Именно в тот период и родился знаменитый «Танец с саблями». Вначале его не планировалось добавлять, так как композитор считал балет завершенным. Но. Получив указание, Хачатурян за 11 часов сумел написать настоящий шедевр.

В ноябре 1942 года в городе Молотове была показана новая постановка балета, либретто к которому написал Державин, а танцы ставились под руководством Анисимовой. История героев тоже была подредактирована под новые политические условия. Если в первом варианте балета «Счастье» труд позиционировался именно как «счастье», то в варианте «Гаянэ» он рассматривался в концепции героизма. В армянском колхозе есть два передовика производства: Гаянэ и ее родной брат Армен. Это положительные герои. Отрицательный персонаж — муж Гаянэ, который злоупотребляет алкоголем и не хочет работать. Враги — разные диверсанты, целью которых было навредить колхозу.

Второй акт происходит в селении, где обитают курды. Если в первой постановке эта тема не развивалась, до в 1942 году по политическим мотивам она была актуальна. Тут уже перемешалась любовная линия смешанных армяно-курдских браков.

Финал балета — сообщение о немецких захватчиках на советской земле. Поэтому после свадьбы Гаянэ отважные защитники родины уходят на фронт.

Новое время

В послевоенное время балет переживает очередное перевоплощение. Теперь его ставят на сцене Кировского театра, из сюжета вырезают военную линию. Суть новой постановки — романтическая атмосфера быта и труда армянского народа в мирное время. Либретто переписывается Державиным, Хачатурян убирает из произведения «Колыбельную». Герой погранзаставы Казаков «становится» геологом, чей образ в 50-е годы романтически культивировался. Геолог находит в горах руду, которая необходима советскому обществу для развития поствоенной экономики. За руку главной героини борются трудолюбивый чабан Армен и ленивый Гико. Образ «врага» воплощен в Неизвестном, который хочет украсть все секреты геологов. Финал балета — праздник народов с танцами из армянского, грузинского, украинского и российского творчества.

Сегодня балет «Гаянэ» с успехом продолжает идти на подмостках многих театров. Краткое содержание «новой истории»: Гаянэ, воплотившая в себе образ Армении; борьба за руку девушки двух соперников — Армена и Гико, похищение Гаянэ; торжество любви. В новой постановке нашлось место и народным танцам, и знаменитому хачатуряновскому «Танцу с саблями».

Top