Чипполино

«Чипполино» — двухактный балет для детей, не сходящий с подмостков лучших театров нашей страны. Он был впервые поставлен в 1974 года. За сорок последующих лет «Чипполино» ставили более 20 раз в лучших театрах России, каждый раз абсолютно по-новому.

История создания «Чипполино» началась с того, что автор либретто, поэт Геннадий Рыхлов, услышал музыку Карена Хачатуряна из одноименного мультфильма. Эта музыка вдохновила Рыхлова на написание нового балета. Звуковой ряд был буквально собран из отдельных фрагментов, созданных Хачатуряном для нескольких  мультфильмов: «Старые Знакомые», «Сладкая Сказка», «Когда зажигаются елки», «Лесные путешественники», «Чипполино» и прочих.

Первым и лучшим постановщиком и хорегорафом балета «Чипполино» был Генрих Майоров, профессор и лауреат Гос. премии СССР.  В этой блистательной, живой, и сейчас популярной постановке раскрылся неиссякаемый художественный потенциал объединения классического танца и модной пластики. Все это на фоне острого гротеска, живой характерности и комедийности происходящего с волнующими лирическими вкраплениями.

Первая постановка «Чипполино» была осуществлена в Киевском академическом театре им. Т.Г. Шевченко. Именно за этот спектакль в 1974 году композитор К.Хачатурян, постановщик Г. Майоров, исполнители ролей Чипполино (Е. Косменко) и Редисочки (Л. Сморгачева) были награждены Госпремией СССР. Майоров спустя год был приглашен для работы над «Чипполино» в Большой театр СССР. Здесь, в Большом, в соавторстве со сценографом В. Левенталем и прославленной балетной труппой, Майорову удалось взять новую высоту и поставить «Чипполино» в совершенно новой авторской редакции. После знаменитый хореограф несколько раз реализовывал новые постановки своего балета-сказки. Последняя выдающаяся премьера «Чипполино» была в 2007 году в Михайловском театре.

Ключевая тема балета-спектакля «Чипполино» — тарантелла. Она, как и яркие садово-огородные костюмы, в стиле площадного театра «дель арте», погружает нас в атмосферу лучезарной Италии. Наивный, эксцентричный, незамысловатый и яркий – именно такой «Чипполино» так нравится детям. Он во многом похож на балет для взрослых: дуэты, квартеты, трио, вариации, ансамбли – все богатство хореографических форм всего в двух часах и трех действиях. Хотя детские балеты – это стартовая площадка для начинающих танцовщиков, «Чипполино» на сцене Большого танцевали и настоящие мастера: Н. Сорокина (Редисочка), М. Цивин (Чиполлино), М. Лиепа (принц Лимон).

«Чипполино» признан одним из самых удачных балетов для детской аудитории. Он принес своему создателю, К. Хачатуряну, без преувеличения, мировую известность. Благодаря сложнейшей хореграфии, этот спектакль называют детским «Спартаком». Маленькие зрители, приходящие на балет вместе с родителями, любят «Чипполино» за феерические декорации В. Левенталя, изображающие сказочный город овощей и фруктов. Не меньше поражают красочные костюмы овощей из сказки Дж. Родари.

Содержание

Материалом для написания либретто сказки-балета «Чипполино» послужила известная сказочная повесть Джанни Родари про похождения мальчика-луковки и революцию овощей в королевстве, находящемся под властью принца Лимона.

Первое действие

На площади сказочного городка безмятежно танцуют жители. Каждый из них похож на какой-нибудь фрукт или овощ. Среди горожан появляется мальчик-луковка, Чипполино. Следом на сцену выходит Помидор, который собирается привести всех к порядку. Но тут площадь внезапно затихает, потому что на нее вступает правитель принц Лимон во главе своей стражи.

Перед народом зачитывают новый несправедливый указ. Жители города протестуют, а Чипполино в замешательстве наступает Лимону на ногу. Тот кричит и требует найти виновного. Старый Чиполлоне берет на себя вину сына, и отправляется в тюрьму.

Оставшись в одиночестве, Чипполино находит утешение в общении с друзьями: музыкантом Грушей, Виноградинкой, кумом Тыквой. Все вместе они строят для кума Тыквы новый домик. Но этому домику суждено простоять совсем недолго: после стычки с сеньором Помидором, его слез и позорного бегства, солдаты Лимончики приходят и ломают постройку. Чиполлино обещает отомстить всем обидчикам Тыквы и вызволить отца из тюрьмы.

Второе действие

В нем Граф Вишенка и его новые товарищи: Чипполино, Редисочка и другие, танцуют во дворце графинь Вишен. Появляется учитель Петрушка, который дает юному графу урок танцев. Учитель уходит, и граф Вишенка снова встречается с Чипполино. От него Чиполлино наконец узнает, где находится старик Чипполоне. Сын устраивает для отца побег, за ними гонится стража.  Это время принцу Лимону, танцующему на балу у графинь Вишен, докладывают о дерзком побеге.

Третье действие

Чипполино успевает укрыть в надежном месте Редисочку и Чиполлоне, но сам он попадается в руки стражи. Вишенка и Магнолия хотят освободить Чиполлино из заточения: они достают ключи, выводят узника на волю. Принц Лимон желает подавить мятеж овощей, для чего его гвардия выкатывает огромную пушку. Они хотят расстрелять из нее весь сказочный город. Конечно, у злодеев ничего не выходит: они сами становятся ядрами для пушки. Слышится выстрел, и когда дым рассеивается, на площади больше нет ни Помидора, ни Лимона, ни его гвардии с пушкой. Теперь горожане могут жить спокойно! Под занавес Чипполино и другие жители города вместе строят новый дом для кума Тыквы.

Top