«Золушка»

«Башмачки только тогда имеют смысл, когда они – пара»

С. Прокофьев

Старая как мир сказка о любви, о несчастной сироте и великолепном принце – классика человеческой мечты. Ее любят, ею живут, ею вдохновляются новые поколения художников, сценаристов, композиторов. Композиторов особенно. Волшебная история к XIX веку уже породила несколько опер (самая известная принадлежит гению Россини). Однако именно балет своим неповторимый союзом движения и музыки дал сказке новое рождение.

«Золушка» С. Прокофьева

К моменту начала работы за плечами Прокофьева написание музыки для многих известных постановок. Последняя из них – «Ромео и Джульетта». Партию Джульетты тогда исполняла Галина Уланова. Пораженный ее необыкновенной пластикой и скромной чувственностью, Прокофьев решил написать балет специально для нее. В 1940 году он приступил к работе.

Все продвигалось великолепно. Постановщиком был выбран известный хореограф В. Чабукиани, а за либретто взялся Н. Д. Волков – солидный критик и драматург. За год работы удалось закончить 2 акта из трех. Но летом 1941-го началась война…

Кировский Ленинградский театр отправился в эвакуацию, а Прокофьев, скитаясь по стране, объятой пожаром войны, перенес свое внимание на другие, более актуальные на тот момент темы. Лишь в 1943, когда наступление советских войск стало уверенным и неотвратимым, вернувшись в Кировский театр, который в то время расположился в Перми, композитор продолжил свою работу над «Золушкой».

Различные постановки балета

Когда в 1944 году музыка была готова, оказалось, что хореограф Чабукиани еще в 1941 году уехал в Тбилиси, а Уланова танцует в Большом театре. Прокофьев решает, что Ленинградский театр его больше не интересует и вслед за музой своего творения, переходит в Большой. Именно здесь в ноябре победного 1945 года под руководством Ростислава Захарова и выходит постановка «Золушки». Представление – шикарное, зрелищное, богатое. Вот только на премьере главную роль исполняла не Уланова, а Ольга Лепешинская. Сама же виновница идеи, как и позднее Раиса Стручкова, появилась в списках исполнителей лишь на последующих представлениях.

Возвращение «Золушки» в Ленинградский Кировский театр произошло 5 месяцев спустя (8 апреля 1946 года), благодаря усилиям балетмейстера Константина Сергеева. Новая постановка, в которой роль «Золушки» исполняла супруга Сергеева – Наталья Дудинская (впоследствии к звездной роли присоединились замечательные Светлана Ефремова и Габриела Комлева), имела не меньший успех. И сегодня именно этот вариант можно увидеть в кинозаписи, сделанной для советского зрителя в 1980 году.

Но и этим дело не ограничилось. Гений композитора, поместивший в основу своего творения общечеловеческую притчу о добре и зле, о таинстве зарождения первой любви, о чистоте и верности дал миру прекрасный повод для творческого вдохновения.

В 1964 году в Новосибирске родилось новое видение прокофьевской «Золушки» работы Олега Виноградова. Молодой балетмейстер отринул классическую картинную хореографию балета, отдав предпочтение поэтической драматургии Шварца, превращая тем самым балет в философский поиск человеческой души. Его версия выполнена в современном стиле, а традиционные противопоставления добра и зла заменили размышления о поисках красоты и духовности в мире душевной пустоты, уродства и бездарности.

Не обошла внимание великое творение и заграница. Один из основателей современного английского балета Фредерик Аштон в совместной работе с лондонской труппой «Сэдлерс-Уэллс» представил миру в 1948 году свое видение балета на музыку Прокофьева. Для него это был первый многоактный балет. Вдохновленный творчеством Мариуса Петипа, он создал полную внешнего артистизма постановку с особым отношением к нюансам.

Сюжет

Акт первый

Мачеха и две ее дочери – Кривляка и Злюка (по другой версии Худышка и Кубышка) примеряют шаль. Ссорятся. Золушка тихо сидит у очага. Помирившиеся сестры начинают ее дразнить, но, не добившись ответа, расходятся.

Оставшись одна, Золушка вспоминает мать, открывает скрытый за занавеской ее портрет и случайно закрывает портрет мачехи. Возвратившийся домой отец хочет приласкать дочь, но мачеха, заметив «злодеяние» Золушки, набрасывается на нее.

Появляется старуха-нищенка, но презрительное отношение со стороны мачехи и сестер заставляет ее ретироваться, и только Золушка протягивает ей кусок хлеба.

После исчезновения нищенки начинается подготовка к балу. Окончив громкую суматоху, все уезжают на бал, оставив Золушку в одиночестве.

Появляется старушка-нищенка. Это ее бабушка – фея. Она дарит хрустальные туфельки и вместе с Феями времен года помогает Золушке подготовиться в балу, предупредив, что в 12 часов все вернется на круги своя. Золушка уезжает во дворец.

Акт второй

Бал в самом разгаре. Мачеха и ее дочери вызывают всеобщее недоумение своей неповоротливостью.

Выходит Принц. Во время очередного танца появляется прекрасная незнакомка. Принц очарован. Играет один из самых великолепных вальсов балета (Большой вальс). Герои все время рядом. Внезапно танец прерывается боем часов. Испуганная Золушка убегает, теряя туфельку.

Акт третий

Принц в отчаянии пускается на поиски. Он объездил далекие страны и все Королевство. Безуспешно. Золушка вернулась к своей прежней жизни, но воспоминания о бале не оставляют ее.

Поиски приводят Принца к дому мачехи. Ни сестры, ни мачеха не могут натянуть маленькую туфельку. Заметив Золушку, Принц предлагает ей пройти примерку, но девушка отказывается. Тут из ее кармана выпадает вторая туфелька. Принц заглядывает Золушке в лицо и узнает свою любимую.

О музыке

Как писал сам Прокофьев, для него было важным, чтобы «балет «Золушка» получился наиболее танцевальным». И мастеру это действительно удалось. Движение буквально слышится в каждом музыкальном предложении. Следуя лучшим традициям русскому музыкальной школы балета, композитор вывел мелодию танца на совершенно новый уровень. Эйфория вальса пропитывает произведение, следует за сюжетом и в некоторые моменты кажется, что музыка сливается с движением, диктуя направление, экспрессию, мощь и чувственность каждого взмаха руки. Неудивительно, что «Золушка» стала настоящей классикой балета в первый же день своего появления на свет.

Top