Золушка

Балет «Золушка» — волшебная добрая сказка о торжестве любви, дружбы и справедливости. Как и многие другие сказки Ш.Перро, «Золушку» с удовольствием перенесли на театральную сцену.

Впервые по мотивам сказки балет поставил Фернандо Сора в 1822 году.  Через два года его супруга, Ф.Гюллень-Сор, совместно с И.Лобановым перенесла «Сандрильону» (Золушку) на сцену театра на Моховой. Московская премьера состоялась 31 января 1824, а главную роль исполнила сама Гюллень-Сор.

«Волшебный башмачок» на музыку Мюльдорфера вывел на сцену Большого театра в 1871 году хореограф Вацлав Рейзингер.

В 1893 году Мариинка ставит «Золушку» под руководством Б.Фитингоф-Шелема. Хореографами выступили М.Петипа, Э.Чеккетти и Л.Иванов. Роль Сандрильоны исполнила Пьерина Леньяни, принца Шармана воплотил Павел Гердт. Во время этого спектаклю впервые на российской сцене балерина исполнила 32 фуэте.

В 1901 году Йозеф Байзер окончил балет Иоганна Штрауса-сына по мотивам сказки. Премьера прошла в начале мая 1901 года в берлинской Королевской опер, хореографом выступил Эмиль Граб. Партию Золушки получила Антониетта Дель-Эра.

Пожалуй, сама яркая и известная музыка к «Золушке» была написана Сергеем Прокофьевым по либретто Николая Волкова. Премьера балета в хореографии Ростислава Захарова состоялась в год Победы в Большом театре.

«Золушка» Прокофьева — это трехактный балет (опус 87), либретто к которому написал Н.Волков. Прокофьев взялся за этот балет вдохновившись исполнением главной женской партии в его «Ромео и Джульетте» Галиной Улановой.

Процесс написания сначала шел вполне ровно, пока летом 1941 не началась Великая Отечественная война, которая не могла оставить равнодушным никого. Так Прокофьева захватило написание патриотической оперы «Война и мир».  Только в 1943 году, оказавшись в Перми вместе с эвакуированным театром имени Кирова, Прокофьев обсудил будущий балет и его структуру с Волковым. Вернувшись после в Москву, он закончил балет в клавире. Композитор задумал балет в стиле классического балета, где каждый герой сказки получил свою вариацию.

zolushka2

Театр имени Кирова больше не устраивал Прокофьева в качестве места для постановки «Золушки»: Чабукиани, который в 41 году планировался как постановщик, в том же 1941 переехал в Грузию, Уланова перешла на сцену Большого театра. Вслед за своей музой, Прокофьев отправил и свой балет. В итоге премьера «Золушки» состоялась благодаря постановки балетмейстера Р. Захарова, хотя партию Золушки 21 ноября 1945 года исполнила О.Лепешиская. Уланова исполняла партию Золушки на следующих спектаклях.

Всего через 5 месяцев 8 апреля 1946 года на музыку Прокофьева «Золушку» ставил К.Сергеев в Ленинградском театре им. Кирова (Мариинский). Художником постановки выступил Б.Эрдман, дирижировал П.Фельдт. Партию Золушки исполнила Н.Дудинская, а принца — К.Сергеев.

А уже в 1948 году вдохновленный музыкой Прокофьева балет «Золушка» поставил и Ф.Аштон.

Среди интересных постановок на музыку Прокофьева также можно назвать «Золушку» О.Виноградова 1968 года в Одесском театре оперы и балета, и «Золушку» Рудольфа Нуреева, которую он поставил в Парижской Опере в 1986.

Классическая постановка начинается со сцены в доме отца Золушки с ней живут ее злобные сестры и мачеха, которые постоянно дразнят ее. Но девушка никогда не отвечает, а лишь выполняет свою работу по дому. Вспоминая о доброй матери, Золушка задергивает портрет мачехи, за что получает шквал ярости от последней. В дом тихонько заходит старушка-нищенка с просьбой о подаянии. Золушка предлагает кусок хлеба, когда злые родственницы презрительно отворачиваются. Далее начинаются суматошные сборы на бал во дворец. Все кроме Золушки, — девушка опечалена. Старушка вновь появляется, но это уже Фея. Она дает возможность Золушке поехать во дворец, дарит хрустальные туфельки и предупреждает, что в полночь закончится волшебство: исчезнет великолепный наряд и убранство. Напоминать о надвигающейся полночи были призваны 12 гномиков из старинных часов. Блистательная карета увозит Золушку на торжество.

Во дворце юную прелестницу принимают за принцессу. Прекрасный принц Шарман покорен Золушкой. Сестры Арапчата подносят Золушке три апельсина, которые девушка дает своим сводным сестрам. Музыку для дуэта сестёр с апельсинами Прокофьев взял из своей же оперы «Любовь к трем апельсинам», которую с 1940 по 1950 в СССР не исполняли. Золушка забывает о времени, но гномики напоминают о нем, и девушка сбегает с бала, теряя туфельку. Спешащий за ней Принц успевает застать только потерянный башмачок.

Сапожники не могут дать ответ Шарману, кто и кому изготовил найденную туфельку. В итоге Принц решается примерить ее каждой девушке в Королевстве.

Солнце будит Золушку, наводят на воспоминания о бале, который теперь ей кажется сном.  Отец и Мачеха вбегают в дом, сообщая, что прибыл Принц. Он примеряет туфельку злым сестрам, примеряет ее даже Мачеха. Вдруг Принц замечает, что Золушка случайно обороняет такую же туфельку. За окном словно проплывая, Фея-бабушка благословляет Золушку и Принца.

«Золушка» — это балет, выдержанный в традиции каноничного романтического спектакля, с многообразными вариациями и яркими изобразительными моментами. Как например, «Сцена с часами», музыка которой – равномерное движение с повторяющимися краткими поддевками, ярко воплощает неумолимый бег времени. Или «Большой вальс» —торжественный, радостный, с мелодией широчайшего диапазона.

Красочная поучительная история в сочетании с волшебной музыкой Прокофьева любима уже не одним поколением детей и взрослых, позволяет окунуться в настоящую сказку и поверить в чудеса.

Top