Спящая красавица

Фантастический балет в трех действиях «Спящая красавица» поставлен по сюжету одноименной французской народной сказки, принадлежащей талантливому перу Шарля Перро. Триумфальная премьера состоялась в первых числах января 1890 года на сцене Мариинского театра. Сегодня его по праву можно назвать уникальной энциклопедией утонченной классической хореографии.

Благодаря чарующей музыки Чайковского, простой сюжет о добре и зле превратился в действие, с первых минут захватывающее внимание зрителя, в роскошную балетную феерию с пышными декорациями и богатыми костюмами. Композитор стал реформатором в области балетной музыки, выведя ее на новый уровень – из второстепенного элемента, сопровождающего танец, в самостоятельное произведение. Его композиции звучали аккомпанементом, выражая настроения и чувства героев, и открывали новые возможности для хореографического искусства.

История создания

Идея создать балет по волшебной сказке «Спящая красавица» принадлежала директору императорских театров И.А. Волжскому, который высоко ценил талант Чайковского. Он сам принял участие в разработке либретто совместно с известным балетмейстером Мариусом Петипа. Его план был грандиозен – сделать постановку в духе Людовика XIV, дополнив заключительное действие кадрилью персонажей из всех сказок Перро. Кроме того, театральный деятель, обладающий незаурядным художественным вкусом, сам взялся за разработку эскизов, по которым были сшиты шикарнее костюмы для балета. В качестве музыкального сопровождения сказочного представления он задумал использовать мелодии в стиле 18 века.

Получив либретто и вдохновленный сюжетом, Чайковский сразу же дал согласие на написание музыки. Первые наброски он сделал на обложке свежего выпуска журнала «Русский Вестник». Композитор внимательно изучил разработки хореографа Петипа относительно пролога и первых двух актов, в которых была прописана музыка для танцев с указанием количества тактов, и неукоснительно следовал им. Это было необходимо для танцевальной гармонии балета, выстроенной на классических танцевальных формах, пантомимных номерах, сольных выходах. Однако точное следование плану ничуть не ограничило музыку Чайковского. Работая над музыкой для балета, композитор делал перерывы и уезжал за границу, поэтому 3-е действие было закончено в августе 1889 года.

Постановка «Спящей Красавицы» имела огромное значение для директора труппы императорского театра, и на нее выделялись немалые средства. Балетная премьера на сцене Мариинского театра оказалась одной из самых дорогих и помпезных. Генеральную репетицию посетил Император с семьей. Подготовка велась на основе исторических сведений с учетом мельчайших деталей и подробностей, присутствующих в сказках Перро.

kras2

Сюжет балета

В центре балета «Спящая Красавица» — противостояние доброй возвышенной феи Сирени и злой волшебницы Карабос. Их противопоставление нашло отражение в интродукции, где звучат контрастные темы. С развитием действия эти темы звучат неоднократно, символизируя борьбу двух сил.

Пролог – на крестины принцессы Авроры, дочери короля Флорестана XIV, съезжаются прекрасные феи, каждая из которых приготовила для нее особенный подарок. Внезапно веселье прекращается, и появляется злая волшебница Карабос со своей свитой. Ее забыл пригласить на празднество королевский церемониймейстер. Ее подарком является зловещее предсказание, что принцесса погибнет, уколовшись о спицу в день своего совершеннолетия.

В первом действии проходит праздник в честь 16-летия прекрасной Авроры, на котором она получает от таинственной незнакомки букет цветов со спрятанной спицей внутри. Она засыпает вечным сном, но фея Сирени пытается успокоить опечаленных родителей: через сто лет заклятие старой ведьмы сможет снять поцелуй влюбленного принца. Злые чары рассеются, и принцесса будет спасена. А пока вместе с ней будет спать и весь королевский двор, а замок зарастет кустами сирени.

Второе действие – спустя сто лет юный принц Дезире, охотясь на птиц, случайно проникает в спящий лес. Добрая фея Сирени помогает юноше, и он устремляется в заброшенный замок, там он видит спящую принцессу Аврору и целует ее, пробуждая ото сна. Злые чары феи Карабос разрушаются, и весь замок оживает.

В третьем действии проходят торжественные мероприятия в честь свадьбы влюбленных, в которых также принимают участие сказочные персонажи из других сказок Перро. Апофеозом балета является появление феи Сирени – символа всепобеждающей силы добра.

kras3

Современные постановки

Балет «Спящая Красавица» — признанный шедевр балетного искусства, который вот уже больше ста лет ставится на различных сценах многих стран мира. В Большом театре в Москве в 2011 году с успехом прошла новая постановка знаменитого балета в хореографической редакции советского народного артиста Ю.Григоровича. Над сценографией работал итальянский художник Э. Фриджерио, являющийся лауреатом премии «Оскар». Премьера спектакля прошла при участии американского танцора в роли принца Дезире.

Сегодня существуют и модернистские постановки, которые используют классическую балетную музыку в сочетании с современной хореографией. Так британскому балетмейстеру Мэтью Борну удалось воплотить чарующую атмосферу Франции времен Людовика XIV, талантливо воссозданную в «Спящей Красавице», и преподнести в новом ключе.

Top