Спартак

Данный шедевр состоит из 4 актов и 9 картин, музыка была написана гениальным Арамом Хачатуряном. Либретто принадлежит другому автору, а именно Николаю Волкову. Балет имеет разные литературные источники — это и художественные произведения, и исторические данные.

Впервые зритель смог насладится балетом «Спартак» 27 декабря 1956 года. Публика бывшего Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова заворожено наблюдала изумительную хореографию и слушала неповторимую музыку Хачатуряна. Балетмейстером-постановщиком действа был Леонид Якобсон. Современный зритель может насладиться этим балетом еще и в другой редакции, поставленной Ю. Григоровичем.

Великие дела Спартака вдохновили гениев

В балете события происходят в эпоху Римской республики 73–71 годов до н. э. Стоит отметить, что созданный в 50-х годах XX столетия, в советский период, балет не выходил за рамки актуальной тогда идеологии. Легкие и сказочные сюжеты постепенно утратили свое ведущее место, уступив героическим постановкам, которые были пропитаны революционным духом.

Главная идея «Спартака» как нельзя лучше подходила для советской страны того времени: низшие слои общества сражаются за свои права и классовую справедливость с угнетателями. Официальное советское искусство имело в своей основе именно эту идею.

Интересно, что композитор Хачатурян объявил о своих планах создать балет «Спартак» в самый тяжелый период для всей страны — в декабре 1941 года. Хотя, с другой стороны, именно такой пропитанный героизмом и духом борьбы сюжет мог поднять народ на защиту родины. Из слов самого гениального композитора известно, что он видел в образе Спартака воодушевление той личности, которая готова вести народ на борьбу против поработителей за свободу.

Хотя историки утверждают, что идея балета появилась еще в 1933 году, и пришла она в голову балетмейстеру Большого театра Москвы И. А. Моисееву. Как известно, он пригласил к сотрудничеству драматурга-либреттиста Н. Д. Волкова. Но многие знают о сложных временах советской эпохи 30-х годов. В театре также постоянно происходили закулисные драмы. Сегодня автором либретто к балету «Спартак» значится только Н. Д. Волков. В наши дни сложно установить, почему Моисеев не был удостоен официального звания основателя знаменитого балета. Тем более что исторические драматические события заставили отложить создание балета до лучших времен.

Литературные вдохновители

О реальной личности по имени Спартак до наших дней дошло очень мало сведений. Известно, что биографию героической личности авторы придумали самостоятельно. Хотя некоторые литературные основы всё же пригодились для написания либретто.

В своих «Жизнеописаниях» великого героя упоминал в 50–120 гг. Плутарх. Известно также о сведениях в сатирах Ювенала, которые появились в 60–140 гг. За историческое основание вполне сойдет книга историка А. Мишулина. В своей работе «Спартаковское восстание» он рассказывает о событиях, которые перекликаются с сюжетом балета. Общую картину показанных в творении Хачатуряна-Волкова событий можно было «подсмотреть» в «Картинах из бытовой жизни Рима» Л. Фридлендера.

М. Оливье написал исторические хроники под названием «Спартак», а писатель Рафаэлло Джованьоли явил миру одноименный роман.

О своей работе Н. Д. Волков вспоминал как о рассказе, возвышающем вождя и исторического героя, который выходил за рамки и ограниченности своего времени благодаря уму, воле и высоким идеалам. Ясно, что власти того времени охотно одобрили идею о бессмертном символе борьбы угнетенных классов.

История с реальным героем

Ученые утверждают, что Спартак — это реальная историческая фигура. Он был рабом-гладиатором. В 74–71 гг. до н. э. в Риме шло восстание рабов, которое переросло в битвы против римских легионов. Во главе восставших и стоял Спартак. Хотя борьба рабов за свободу была жестоко подавлена, это событие стало символом сражения за свободу и независимость людей на несколько тысячелетий.

Как показаны эти события в балете «Спартак»

Воплощением жестокости и подавления свободного духа в балете стал полководец римских легионов Красс. По его приказам пленных жестоко карают и обрекают на рабство. Свободолюбивый Спартак не может с этим мириться. Последней каплей для него стала продажа его любимой как рабыни на рынке. Мало того, что красавица Фригия была доставлена на виллу Красса, так еще Спартака заставили участвовать в жестоком гладиаторском бою, где он убивает своего друга.

Эти события и толкают героя и других гладиаторов на восстание против тирании римлян. К ним присоединяются местные бедняки.

Сначала восставшие добиваются больших побед. Они даже добираются до дворца самого Красса. Здесь происходит поединок полководца и смелого предводителя гладиаторов. Спартак побеждает злодея и изгоняет его прочь. Мстительный Красс благодаря хитрости куртизанок заманивает Спартака и его друзей в ловушку, где они трагически гибнут.

Постановки знаменитого балета

В премьерной постановке Л. Якобсона Спартаком был Аскольд Макаров. Роль коварного Красса досталась Роберту Гербеку. Партию Фригии исполняла И. Б. Зубковская. Спектакль имел огромный успех у публики.

В 1958 году зритель смог увидеть любимый балет в постановке того, кому принадлежала сама идея подобного действа, — И. Моисеева. Теперь роль Спартака на московской сцене досталась Д. Бегаку, Фригию играла Н. Рыженко. Данную постановку критики приняли достаточно холодно.

Попробовать свои режиссерские таланты в Москве решил и Л. Якобсон. Теперь Спартаком был Д. Бегак, а его возлюбленную на сцене играла обворожительная М. Плисецкая. Роль Красса досталась А. Радунскому. Московской премьере не удалось затмить успех балета в Петербурге.

Довольно успешной считалась постановка Юрия Григоровича, наполненная психологизмом и трагическими нотами. Партии Спартака и Фригии исполняли Васильев и Максимова. На сегодня известно более 20 разных версий постановки балета «Спартак». Но самыми известными остались две редакции спектакля — Л. Якобсона и Ю. Григоровича.

Top