Макбет

Балет «Макбет» — яркое и значительное в мировом масштабе явление современного балетного искусства, созданный Кириллом Молчановым и Владимиром Васильевым. Премьера спектакля прошла 1 июля 1980 года в Большом театре.  До этого момента Молчанов никогда не писал музыку к балету. Он много работал в области оперного искусства, выпустил 8 опер, которые были поставлены по всему Советскому союзу. С 1973 по 1975 года ему случилось быть директором Большого театра, много общаться с деятелями балетного искусства, к тому же жениться на блистательной Нине Тимофевой – приме-балерине Большого.  Для своей возлюбленной композитор создал свой первый и единственный балет.

Васильев активно включился в написание либретто к балету, сам исполнил роль Макбета, Леди Макбет, как было сказано выше, досталась Нине Тимофеевой, Банко сыграл Андрей Кондратов, (позже – Валерий Анисимов), Короля Дункана — Сергей Радченко, Ведьмы были исполнены Сергеем Громовым, Владимиром Деревянко, Сергеем Соловьёвым.

Спектакль с успехом прошел 44 раза, последнее выступление датируется 16 февраля 1988 года.

В шекспировской драме Леди Макбет сильнее самого Макбета, она двигает сюжета, разворачивая жестокие, чудовищные преступления ради достижения власти. Васильев решил отойти от художественного первоисточника и развернул сюжет так, чтобы Макбета не убили, а он сам умер от осознания, что больше н может жить подобным образом. Этим он показал и бесконечное уродство поступков печально известных супругов, и степень отвращения этими поступками, что даже Макбет нее выдерживает и погибает от злодеяний, что натворил.  Все его грехи душат его, что выражается в танце удушением Макбета своими же руками. И он себя же и душит.

Критики сразу отметили красочность и художественность музыки Молчанова к «Макбету». Его партитура наполнена страстной, мощной силой и живописностью.  Все драматические подъемы, конфликты и характеры четко обозначены и прочерчены.

В первом действии шотландцы во главе с Макбетом и Банка побеждают войско норвержцев. Далее являются ведьмы, что предсказывают Макбету царствование и королевскую власть, а Банко – кончину. Макбет задумывается над услышанным. А это время появляется король Дункан в сопровождении свиты. Он награждает героя, одержавшего триумфальную победу. Макбет просит короля посетить его замок. Дункан отвечает согласием на приглашение.

В замке тем временем придворные дамы исполняют театральную пьеску перед леди Макбет. Но хозяйка поглощена новостью о скором прибытии короля. Леди Макбет жаждет стать первой леди королевства, планирует убедить мужа во что бы то ни стало получить корону в свои руки. Она преисполнена решимости убить короля.

После званного ужина и гостеприимного приема, засыпают телохранители короля. Леди Макбет настойчиво убеждает супруга воспользоваться ситуацией. Макбет ломается под ее уговорами и совершает злодеяние кинжалом телохранителя Дункана.

Макбета мучает бессонница, он ожидает, что вот-вот раскроют его преступление. Супруга убеждает его, что все обойдется, стараясь развеять его тревоги.

Наконец, придворные сообщают страшные вести об убийстве короля. Убийца сразу же находится, Макбет тут же закалывает его за преступление.

Королевств не бывает без короля. Банко передает корону Дункана Макбету. Но Банко уже догадывается об имени истинного убийцы и начинает осознавать предсказание ведьм.

Второе действие начинает пир в замке нового короля. Банко мрачен, но соревнуется с придворными в ловкости, дабы развеять свою тоску. Макбет пьян и разгорячон, решает вступить в единоборство с Банко. Последний одерживает верх над королем. Макбет разъярен.

Леди Макбет, подливая масла в огонь и разжигая честолюбие супруга, —  утверждает, что не будет покоя ему, пока Банко жив.

Ведьмы вновь являются и напоминают о предсказании Банко. Он осознает, что обречен и должен бежать. Но прежде Макбет настигает его и убивает.

Леди Макбет празднует свой триумф последний соперник устранен. А в это время его муж старается затушить глас совести и утаить страх за содеянное. Ему не вынести дьявольского хохота леди Макбет. Он резко и грубо прерывает ее танец, после чего видит окровавленного Банка. Обезумев от ярости, Макбет бросается на призрак.

В тронном зале ночь и никого нет, кроме Макбета. Призраки убитых им окружают его. К нему приходит леди Макбет, также мучимая страшными видениями. Макбет набрасывается с обвинениями на жену, обвиняя в том, что она обратила их жизнь в пытку, бесконечное ожидание справедливого возмездия и вечный страх.

Ведьмы начинают окружать короля, завлекая его в дьявольский хоровод. Кольцо сжимается, выхода из него нет, и Макбет умирает.

Этот спектакль стал одним из последних произведений Кирилла Молчанова, в некотором роде да роковым. Спустя два года после премьеры, 14 марта 1982 года, Молчанов находился в директорской ложе Большого театра – пришел на спектакль супруги. Еще до окончания первого акта Молчанов умирает от инфаркта. А его жена, Нина Тимофеева, была вынуждена отработать спектакль до конца.

Балет сразу пошел по миру, начиная с 1980 — постановка в Киргизском театре оперы и балета. Далее – Новосибирский театр оперы и балета, где постановщиком был сам В.Васильев, Сыктывкарский, Свердловский и Самаркандский театры.

В 1986 Васильев поставил «Макбета» в Венгерском государственном оперном театре, а 1987 — в Берлинской государственной опере.

Через 10 лет после премьеры, в 1990 году, В.Васильев ставит «Макбета» на Кремлевской сцене. Макбета сыграл Андрис Лиепа, Леди Макбет — Светлана Цой, (затем Надежда Тимофеева)

В 2008 к «Макбету» обратились Бурятский театр оперы и балета в 2010 — Воронежский театр оперы и балета.

Великая история Шекспира с драматической историей постановки полна сильных эмоций, пропитана неподдельными переживаниями и чувствами создателей балета и трагизма первоисточника. Балет «Макбет» — это эталонный представитель уже легендарного направления советской хореографии – драм-балета.

Top